Оценка риска: Гвинейский залив

Защита судна
Всю экономику затрат по обеспечению вооруженной охраны и сопровождения судна на маршруте движения можно разделить на три составляющие: затраты на прохождение территориальных вод порта убытия, затраты на маршруте перехода от точки выхода из территориальных вод государства — порта убытия до входа в территориальные воды государства — порта прибытия, затраты на проход территориальных вод порта прибытия до портового терминала.

Сколько стоит?
Такое разделение обусловлено юрисдикцией разных стран и их внутренними требованиями к нахождению и использованию вооруженной охраны на борту. Например, в территориальных водах Ганы и Сан-Томе разрешается вход с оружием на борту, но охрану и сопровождение могут осуществлять только аккредитованные властями этих государств частные охранные компании данных стран, а в территориальные воды Нигерии вход с оружием запрещен всем. Монополию на охрану и право вооруженного сопровождения имеет только ВМС Нигерии (до входа в канал) и полиция (движение до терминала). В обязательном порядке всем судовладельцам навязана охрана катером ВМС Нигерии. И цена такой проводки составляет порядка $27 000 в один конец.
Переход торгового судна от Bonny and Forcado Light Terminal (Нигерия) до Tema Terminal port (Гана) составляет от 370 до 450 морских миль и проходит через территориальные воды Нигерии, международные воды и территориальные воды Ганы. Наиболее вероятными районами нападения пиратов являются следующие районы: от портовой зоны до приемного буя — границы территориальных вод Нигерии, международные воды и граница территориальных вод Ганы. Стоимость охраны судна на всем маршруте может составить до $90 000. 
Несмотря на кажущуюся относительную безопасность, в данном регионе повышенным риском отмечается этап перемещения судов в территориальных водах Нигерии и движение в международных водах. При этом даже наличие в территориальных водах Нигерии плавсредств ВМС страны не снижает этого риска.

Зона риска
Нападению чаще подвергаются суда со скоростью движения менее 14 узлов, высотой надводного борта до 8 м, с ограниченной маневренностью, наличием большого количества мертвых зон, уязвимостью кормовой части судна. Если рассматривать существующий флот, который осуществляет грузоперевозки в данном регионе, конструктивные особенности судов и их тактико-технические характеристики, можно с уверенностью говорить о том, что больше половины судов являются превосходным объектом нападения для пиратов. Для минимизации рисков захвата судна и причинения тем самым ущерба как судну, так и экипажу, предлагается предпринять ряд мер для предотвращения проникновения пиратов на судно путем установки специальных охранных систем и инженерных заграждений на борту судна, а также принятия ряда организационных мер при следовании в транзите.
  1. Тесное взаимодействие с официальными властями, агентами и государственными структурами стран Гвинейского залива.
  2. Использование для хранения оружия и базирования персонала собственного мобильного плавучего арсенала.
  3. Использование скоростного судна для сопровождения и доставки групп охраны на борт.
  4. Применение новейших средств нелетального воздействия и пассивной обороны.
  5. Проведение мероприятий по сбору и анализу информации в интересах заказчика и для обеспечения конкретных проектов.

Подготовка и безопасность
Безопасный проход судна в зоне риска возможен только при четком соблюдении сторонами всех процедур и основных этапов исполнения задачи, которые условно разделяются на подготовительные действия и непосредственные действия по обеспечению безопасности проекта.
Подготовительные действия и процедуры: подписание договора намерения о сотрудничестве по данному проекту, согласование разделов контракта на охрану проекта и его подписание сторонами, перечисление авансовых средств исполнителю на закупку дополнительного вооружения и оборудования судна под проект, оформление разрешительных документов исполнителем в регионе Сан-Томе, Того и Нигерии, транспортировка закупленного оборудования, вооружения, технических средств в порт Ганы и перегон судна сопровождения с экипажем и группой охраны из Италии в Гвинейский залив, подписание соответствующих документов и контрактов с государственными институтами и официальными агентами в этих странах, оборудование судна стационарными системами защиты в порту Ганы.
Непосредственные действия и процедуры: согласование графика и сроков первого и последующего транзитов, порядка взаимодействия сторон и обмена информацией, проведение дополнительных инструктажей ответственных лиц исполнителя с персоналом судна и капитаном по процедуре совместных действий и вопросам безопасности на переходе, исполнение подразделением охраны и судном сопровождения всех действий по регламенту SOP в самом транзите, предоставление отчетных документов и материалов руководству компании заказчика по результатам прохождения транзита.

За качество надо платить
Экономика проектов подобного типа рассчитывается по разным схемам и обязательно учитывает самые главные риски. Говорить о том, что услуга по обеспечению безопасности торгового судна, тем более в таком непростом районе, как Гвинейский залив, может быть дешевой, не приходится. Как вариант экономических отношений между исполнителем и заказчиком — на примере уже реализованного проекта — расчеты производились заказчиком в виде авансовых платежей за первый и второй транзиты. В первую очередь подобная схема целесообразна для начального этапа взаимоотношений с заказчиком, в том числе для обеспечения наращивания сил и средств, необходимых для работы по контракту. Также, учитывая достаточно сложные и неоднозначные условия работы, в том числе и на договорной основе в данном регионе, таким образом исполнитель перестраховывается от возможных потерь на случай отказа заказчика от дальнейшей работы. При этом размер затрат на проведение мероприятий по развертыванию системы безопасности в Гвинейском заливе будет превышать размер стоимости одного транзита — и исполнитель понесет значительные убытки.

Утром деньги, вечером охрана
Именно с момента зачисления этих денежных средств на расчетный счет исполнителя начинается подготовительный этап проекта. Он выражается в необходимых организационных процедурах и дополнительной закупке оборудования и вооружения. Ориентировочный срок подготовительного этапа составляет от 20 до 28 рабочих дней. Это определено требованиями к предварительному оформлению разрешительных документов в странах региона на погрузку оружия, специальных технических средств и установку охранного оборудования на судно. В дальнейшем все текущие платежи по контракту согласно утвержденному тарифу и с учетом протяженности транзитов производятся в размере и в сроки, установленные контрактом. Оплата за дополнительные сервисы или объем услуг согласовывается с заказчиком и оформляется письменно в дополнительных соглашениях.
И последняя, но не менее важная деталь: гарантийные обязательства и ответственность сторон при реализации проекта. Все контракты застрахованы, и в каждом конкретном случае определяется своя сумма ответственности. В случае с операциями в Гвинейском заливе размер страховой суммы ответственности исполнителя за ущерб третьей стороне может составлять не менее $20 млн.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.