Использование стресса для решения различных задач в огневой подготовке
Увеличенная частота сердечных сокращений, тремор, ухудщение координации и мелкой моторики, выброс в кровь гормонов адреналина и норадреналина — за этими скупыми медицинскими терминами скрывается то состояние, которое знакомо каждому, кому приходилось применять оружие на службе. По всему миру инструктора бьются над тем, как научить сотрудника точно и быстро стрелять в ситуации, когда неподготовленный человек в лучшем случае расстреляет боезапас «по площадям» в сторону угрозы.
Существует немало способов сымитировать реакцию организма в стрессовой ситуации, и о них мы поговорим в следующих статьях. Сегодня наш вопрос гораздо проще — в какой момент в подготовку необходимо включать отвлекающие факторы, заведомо мешая человеку эффективно стрелять?
Этот вопрос возник у меня несколько лет назад, когда я присуствовал на занятии по пистолету, проводимом двумя американскими инструкторами. Один из курсантов, работающий охранником, хотел научиться стрелять из пистолета для того, чтобы попасть на службу за границу в одну из многочисленных частных военных компаний.
По первому взгляду на него было понятно, что героя-спецназовца из него не получится. Застенчивый, нервный, перепуганный, с каждым часом лица инструкторов при взгляде на него становились всё разьярённее. С пяти, семи, трёх метров он неизменно попадал в землю, при каждый выстреле жмурился и реагировал взбрыком, напоминающим судорогу, а спуск дёргал так, что казалось что он перепутал стрельбу из пистолета с доением коровы.
Но инструктора не сдавались. Второй инструктор, в прошлом армейский рейнджер, отвёл в сторону «одарённого» курсанта для индивидуальной тренировки. Дистанция стрельбы уменьшалась, крики инструктора становился всё громче, и не прошло и часа как 400 патронов, выделенные нашему герою на день, закончились.
Ко второму дню на лице инструктора уже читалась отчаяние. В то время как основная группа бодро меняла магазины, стреляла в движении и меняла уровни, «одарённый» курсант достиг уверенного попадания в мишень с дистанции двух метров. Вся методическая база американской армейской школы стрельбы из пистолеты оказалась бессильна: отжимания, выпрыгивания, кроссы никак не помогали пулям найти свою цель.
Свободного времени у меня было достаточно, и я ради интереса предложил с ним позаниматься. Никто, конечно, возражать не стал. Парень пристойно понимал по-английски, так что шансы у меня были. Двойная защита ушей, холощение, расслабление, использование лазера, ощущение правильного выстрела, поэтапная передача контроля над выстрелом — все небольшие приёмы, которые я всегда использовал, работая с гражданскими стрелками на занятиях по практической стрельбе начали давать результат. Осторожно, медленно, парень начал попадать всё лучше. Конечно, снайпера из него не получилось, но заметного улучшения добиться удалось. Он возвращается к предыдущему инструктору и вновь пули из его пистолета начинают выбивать пыль у ног мишенных стоек. Занятия заканчиваются и мы, пакуя вещи собираемся обратно в отель. Конечно, началось обсуждение ситуации и мне пришлось поделиться своими соображениями.
Страх можно назвать обязательным атрибутом стресса. Страх возникает при столконовении с неизвестностью. Перед неопытным курсантом ставят стрелковые задачи, давят на него, но у него нет инструментов, позволяющих справится с задачей — он не умеет обращаться с оружием. Многие инструктора, и я в том числе, предпочитаю сначала дать курсанту инструменты для выполнения задачи, научив его стрелять в спокойной обстановке, а потом уже бросать в ситуацию когда на него будет оказано психологическое давление. Навыки дают уверенность, а уверенность помогает справиться со страхом и стрессом.
Мой коллега рейнджер был со мной не согласен. Он вспомнил годы, проведённые в армии США и очень верно заметил: «На нас оказывали давление с самого начала, с прибытия на КМБ. Постоянные крики, ограничение по времени, отсутствие сна, множество новых задач к которым ты пока не подготовлен. Так нас учили. Те кто не мог этого выдержать — отсеивались и оставались самые лучшие.» И он был абсолютно прав. Во многих подразделениях начальный курс подготовки это одновременно и курс отбора. Нет необходимости нянчиться и вытирать сопли тем, кто не подходит для службы в подразделении.
С тех пор я мне повезло увидеть немало хороших инструкторов по всему миру, и всегда я видел один и тот же принцип: если есть
группа которую надо готовить и отбор уже закончен — по настоящему хороший инструктор ляжет костьми чтобы научить каждого, со всеми его проблемами и особенностями и закладывать основы он всё равно будет в спокойной, расслабленной и комфортной обстановке.
Если же отбор является частью подготовки, то провоцирующие стресс упражнения должны быть с самого начала, и тут уже, как было написано на плакате в известном романе «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
На мой взгляд, если целью подготовки не является отсев негодных кандидатов, всё базовое обучение должно проходить в комфортной, спокойной обстановке, и уже после первоначального закрепления навыков их стоит проверять элементами искуственно вызванного стресса.
Как вы считаете? Когда и в каких случая в подготовку должны включаться элементы, имитирующие стресс?
11 комментариев
Которые могут произойти и в самых неожиданных местах, будь то окрабль, сопровождение вип персоны или же охрана посольства. Полностью соглашусь с тем что сказал админ, реактивная граната может прилететь откуда угодно.
Будь то рыбацкое судно или я незнаю, ну например местный автотревел проезжающий мимо или же неприметный с виду холмик или сопка.
а то что показанно на видео, ну мне кажется как минимум занятием ерундой, но это исключительно мое мнение как наблюдателя. Настоящая стресовая ситуация была в прошлое воскресение, за что я скажу огромное спасибо еще раз, всем инструкторам и директору.
Вот это подготовка, вот это стрес.
Я за три года в армии не переносил столько стреса сколько за те 5 минут учебно тренировочного боя.
«При анализе второй мировой войны американские военные историки обнаружили очень интересный факт. А именно, при внезапном столкновении с силами японцев американцы, как правило, гораздо быстрее принимали решения и, как следствие, побеждали даже превосходящие силы противника. Исследовав данную закономерность, ученые пришли к выводу, что средняя длина слова у американцев составляет 5,2 символа, тогда как у японцев 10,8, следовательно, на отдачу приказов уходит на 56 % меньше времени, что в коротком бою играет немаловажную роль. Ради „интереса“, они проанализировали русскую речь, и оказалось, что длина слова в русском языке составляет 7,2 символа на слово (в среднем), однако при критических ситуациях русскоязычный командный состав переходит на ненормативную лексику, и длина слова сокращается до (!) 3,2 символов в слове. Это связано с тем, что некоторые словосочетания и даже фразы заменяются одним словом. Для примера приводится фраза:
»32-ой приказываю немедленно уничтожить вражеский танк, ведущий огонь по нашим позициям":
— 32-ой &бни по этому х*ю!"
www.youtube.com/watch?v=71Lft6EQh-Y
www.youtube.com/watch?v=74te-ZWvcTY
Кто-то от такого действительно трясётся, а для иного человека это просто повод посмеяться.
Дело в том, что методы стрессового воздействия должны комбинироваться и подбираться под конкретных товарищей. Для некоторых отжаться 50 раз — трагедия всленского масштаба, а кто-то это сделает и не вспотеет.
И конечно нужно помнить что человек ко всему привыкает, поэтому способы воздействия нужно менять и использовать в комплексе. К крику, стрельбе под ноги, физическим нагрузкам — рано или поздно всё это перестаёт быть стрессовым фактором.
Ещё один хороший пример — соревнования. Немало наших и иностранных специалистов совершенно искренне говорили, что первые выходы на упражнение по практической стрельбе вызывали у них адреналиновую атаку не хуже чем в бою. Но человек начинает понимать правила, ориентируется в ситуации, появляется уверенность в своих возможностях и соревнования практически полностью теряют тот самый стрессовый фактор.