Иллюзии побед

РСБ Групп. Опыт инструктора.В последнее десятилетие телевизионные каналы, демонстрируя эффективность борьбы с вооруженной преступностью и терроризмом на Северном Кавказе, довольно часто стали показывать обстоятельства проведения силовыми структурами специальных и контртеррористических операций. Новости с экрана быстро заполнились дымящимися развалинами домов, съемками в лесных массивах с десятками бойцов различных спецподразделений, бронетехникой, тысячами стреляных гильз, и в результате – несколькими трупами бандитов, двумя – четырьмя убитыми и ранеными бойцами спецназа. После этого появилось желание разобраться в причинах, по которым профессиональные подразделения численностью от 100 до 150 сотрудников, имея явное превосходство в живой силе, технике и вооружении, вяло штурмуют, а правильнее сказать «разрушают» базу, где оказывают сопротивление не более 2 – 5 вооруженных бандитов. Почему, не вступая в прямой визуальный контакт со своим противником, специалисты применяют осколочно-фугасные, термобарические и кумулятивные боеприпасы, исключая возможность захвата бандита живым, способным давать показания?


Система обучения

Для ответа на этот вопрос было проведено много встреч с бывшими и действующими участниками этих событий с обеих сторон. Просмотрено большое количество боевых эпизодов, снятых на видеокамеры участниками событий, а также выложенных свидетелями в интернете.

Было установлено, что недостатки в профессиональной и боевой деятельности проявились еще в начале событий 1995 года на Северном Кавказе. Тогда ОМОН и СОБРы, не имея четко определенных целей, задач, соответствующей подготовки, укомплектованные в основном сотрудниками милиции, столкнулись с активным вооруженным противником, к противодействию которому оказались малопригодны.

К моменту проведения контртеррористической операции на территории Чеченской республики сотрудникам милицейского спецназа пришлось в пожарном порядке изучать вопросы противодействия вооруженному террору боевиков – в частности, проведению контртеррористических операций на территориях населенных пунктов, а также в горно-лесистой местности.

При формировании этих подразделений чиновники забыли, что каждый род войск имеет свою специфику и подготовкой специалистов занимаются не курсы повышения квалификации в Домодедово и Красной поляне, а военные училища, со своим «багажом» и традициями, готовящие командиров в течение 5 лет, с обязательной стажировкой в войсках. К счастью, к концу 1993 года в МВД был разрешен перевод офицеров ГРУ, ВДВ, морской пехоты и ВВ, имеющих за плечами не только училища и академии, но и боевой опыт. Кстати, пригодившийся очень вовремя!

Таким образом, одной из причин слабой подготовки ОМОН и СОБРа явилось отсутствие в МВД образовательных учреждений (училищ, спец. факультетов) и центров спецподготовки, предназначенных для стандартной подготовки командно-оперативного состава подразделений специального назначения и разведки полиции.

Из-за отсутствия в МВД качественной системы специального образования занятия с подразделениями в ППД проводились силами энтузиастов, болеющих за свое дело, а в командировках – путем обмена опытом или «наступлением на собственные грабли». Учебный процесс строился в основном на «адаптированных к милицейским условиям», тупо переписанных программах подготовки спецназа ГРУ ГШ МО, где кроме вопросов борьбы с вооруженными преступниками и нарушениями общественного порядка предлагались к изучению несвойственные подразделениям МВД виды боевой деятельности. В результате на местах был получен разный качественный уровень специальной подготовки со своей тактикой, организацией взаимодействия, управлением и системой коммуникации.

Сильное негативное влияние на эффективность подготовки спецназа МВД оказывает отсутствие в регионах стрельбищ и полигонов, необходимых для качественного обучения офицеров и бойцов спецназа эксплуатации вооружения и применению специальных средств в обстановке, максимально приближенной к боевой. Их отсутствие способствует деградации подразделений. Каким, например, может быть уровень подготовки группы (отделения), периодически отрабатывающей элементы тактики штурма помещения на каких-то развалинах? О каком реальном взаимодействии с группами огневой поддержки, прикрытия, оперативного сопровождения в этих условиях может идти речь?

Время стандартной огневой подготовки и стрелковых комплексов 60-х годов ушло. Теперь жизнь предъявляет к обучению другие требования. Современные полигоны и стрельбища должны обеспечить проведение комплексных тактических тренировок с использованием всех средств огневого поражения противника, днем и ночью, в секторе минимум 180 градусов. По нашему мнению, на территории любого региона страны с использованием дешевых технологий можно оборудовать тактические комплексы, отвечающие современным требованиям.

Вместе с тем необходимо помнить, что даже при технической возможности проведения таких занятий их организация, подготовка и обеспечение всегда является для «инертного» командования и курирующих начальников «сплошным геморроем» (подробнее в статье «Реквием по полигону»). Это связано в первую очередь с необходимостью неоднократных выездов личного состава за пределы ППД, а во вторую – разрешением проведения учебно-боевых стрельб в условиях повышенного стресса и отступления от традиционного порядка действий на полигонах и стрельбищах.

«Сложности» в организации или отсутствие желания провести тактико-специальные занятия в группах (взводах), отделениях (ротах) на высоком профессиональном уровне заставляют командиров и начальников перейти на упрощенную систему обучения. В основном она сводится к далеким от реальности периодическим стрельбам и тактико-строевым занятиям штурмовых групп по проникновению, передвижению и досмотру помещения с использованием в качестве учебного места зданий и сооружений собственного ППД. Во многих подразделениях учебные стрельбы проводятся в не оборудованных для этого местах, или на стрельбищах, исключающих возможность ведения огня в 180-градусной зоне обстрела.

Кроме этого, на качество боевой подготовки повлияла организационно-штатная структура подразделений. Так, «штатка» СОБРов, предложенная в январе 1993 года и адаптированная к «мирным» условиям, предусматривала наличие четырех отделений, последовательное функционирование которых в стандартных условиях, даже при краткосрочных командировках отделения или группы, не отражалось в целом на эффективности, но препятствовало проведению полноценных плановых учебных занятий. Нахождение одного из отделений в длительных служебных командировках делало боевую подготовку в подразделениях практически невозможной. Кроме отсутствия в ППД самих отделений, возникают проблемы обеспечения сотрудников, вернувшихся из командировок, положенными им отпусками. Все подразделение переходит на режим несения службы «через день – на ремень». О какой боевой подготовке и слаженности может идти речь! Все выезды «в поле» в лучшем случае сводятся к банальному приведению оружия к нормальному бою или авральным, в преддверии надвигающейся командировки, занятиям по тактике. При составлении учебных программ по тактико-специальной подготовке командование не учитывает влияния на них оперативной обстановки, в частности плановых (до 6 месяцев) командировок в регионы Северного Кавказа, и ежедневную оперативно-боевую деятельность, в связи с чем их реализация представляет для исполнителей пустую формальность.

Отсутствие единой системы обучения привело к тому, что командиры групп и начальники отделений при обучении личного состава были вынуждены передавать полученные ими знания и опыт в собственной интерпретации. Это привело не только к различному уровню подготовки в группах и отделениях одного подразделения, но и к отсутствию слаженности и взаимодействия с другими спецподразделениями полиции. В результате этого «винегрета», подразделениями «на местах», приобретались знания, уровень которых, в вопросах тактическо-специальной подготовки, организации взаимодействия, управления и коммуникации резко отличался между собой. Отсутствие возможности в полном объеме реализовать имеющиеся учебные программы в местах постоянной дислокации привело к тому, что многие основные вопросы отрабатывались в подразделениях поверхностно, что явно недостаточно для выполнения боевых задач. Низкий уровень подготовки в вопросах, не входящих в прямую компетенцию спецподразделений МВД, сразу дал о себе знать в 1994, 2000 годах в Чечне. Он оказался настолько низким, что некоторые подразделения в полном составе отказывались выполнять поставленные им задачи. Недостаток этот до сих пор проявляется в Дагестане и Ингушетии.

Израиль

Для сравнения просим обратить внимание на организацию боевой подготовки в спецподразделениях армии и полиции Израиля. Академия Боевой и служебной подготовки, в которой обучаются сотрудники полицейских и армейских подразделений, является центральным учебным заведением, где все тактико-технические и специальные инновации, предназначенные для борьбы с терроризмом, сразу же после необходимых согласований распространяются через обучающихся сотрудников во все подразделения. Кстати, раз в полгода каждое подразделение направляет в Академию своего сотрудника для прохождения плановой (до 3 месяцев) подготовки, где также происходит распространение передового боевого опыта и технологий.

Кроме этого в каждом ведомстве существует перечень знаний и умений, позволяющий мотивированным сотрудникам окончить соответствующие курсы Академии и получить дополнительную специальность (высотник, снайпер, инструктор по огневой подготовке) или специальные навыки (вождение мотоцикла, машины). По окончании курсов к основной зарплате сотрудников спецподразделений производятся доплаты.

Специальные навыки сотрудники получают, оформляя отпуск за свой счет, что также является подтверждением их мотивации.

К отдельному виду подготовки можно отнести постоянно проводимые комплексные занятия внутри подразделения. Также часто проводятся совместные учения с различными службами и подразделениями, различной ведомственной направленности.

Важно, что все обучение проводится под руководством и контролем сотрудников «Академии». Это позволяет максимально быстро и точно вносить коррективы в процесс получения дополнительных знаний.

Кроме того, сотрудники раз в 3 месяца сдают зачеты. Систематическое получение при сдаче зачета отрицательных оценок может послужить через год причиной увольнения сотрудника. Примерно раз в полгода оценивается общий результат подразделения, и если при этом общие показатели в течении двух лет снижаются или остаются неизменными, командир будет отстранен от должности.

Учебный Центр

В отличие от Боевой Академии Израиля созданный в системе МВД России Центр по руководству деятельностью спецподразделений (ОМОН, СОБР) за короткое время подвергался нескольким реорганизациям. Инструкторско-преподавательский состав был представлен бюрократическим аппаратом, комплектовавшимся по принципу личной преданности, а не профессионализма. Происходит это потому, что многие руководители не терпят рядом с собой профессионалов, превосходящих их по уровню специальных знаний. Они стараются окружить себя менее профессиональными и зависимыми офицерами. Вспомните чиновников в погонах, посещавших ваши подразделения с проверками. Много вы встретили там дельных специалистов? Кто-нибудь из них делился собственным боевым опытом, принимал участие в практических занятиях, указывал на ошибки бойцов и командиров, подсказывал грамотные тактические решения? Нет! А почему? Да потому что приезжают они с листком бумаги, в котором уже отмечены вопросы, подлежащие проверке. Поверьте, эти вопросы никакого отношения к вашей практической деятельности не имеют. Означает ли это, что толковых офицеров в спецназе МВД нет? Нет офицеров, способных оценить реальное состояние дел в подразделениях спецназа? Есть! Увы, эти специалисты никогда не будут представлять интересы спецназа, назначаясь в состав руководства МВД, а потому мнения их никто не услышит. Такие специалисты погрязли в формальных отчетах, документах и другой макулатуре. Они и рады высказать свое мнение по совершенствованию спецназа, но некому, вот так и дослуживают в надежде получить квартиру и уйти на пенсию. И если в период службы толковый офицер покажет, что он умнее или компетентней своего начальника, на этом его служба в подразделении закончится.

Такие специалисты тонут в назначенцах, практическая деятельность которых оценивается объемом исписанной – уверяю Вас, никому не нужной – бумаги. А что же мы делаем, принимая эту категорию «проверяющих»? В своем желании получить оценку «отлично» встречаем, кормим, поим и добиваемся желаемого. Поверьте, им глубоко «до жопы», умеете вы воевать или нет. Им это не нужно! Любое проверяемое подразделение они при желании могут «опустить», не покидая вашего кабинета, проверив ворох документации, или выявив чисто хозяйственные недочеты. Но вы их купили! И снова подтвердили готовность личного состава выполнять на бумаге любые поставленные задачи.

Огромный вред приносит ложная демонстрация боевых возможностей. Мы имеем в виду так называемые «показухи» – нет, не для взрослых и детей к дню города, а к приезду высокопоставленных чиновников. Неделю выделенное отделение, а то и весь отряд, собрав «жопку в горсть», отрабатывает в стиле «Спецназа по-русски» и «Морских дьяволов» фантастические боевые действия с подразделением противника и, не поверите, – побеждает! Именно на «показухе» из недр хранилищ и оружеек появляются на свет божий единственные современные образцы вооружения, снаряжения и техники. Бойцы принимают «бравый» вид, надевая на себя «парадные» разгрузки и камуфляжи. А с какой агрессией, и в какой динамике проходит заключительная стадия задержаний или уничтожения условных «бандитов»! Но что самое интересное, высокий гость и сопровождающие его лица, не являющиеся профессионалами в области спецназа и уставшие от серии аналогичных «концертов», продемонстрированный вами результат оценивают как готовность и способность подразделения выполнять задачи повышенной сложности, не больше и не меньше.

Если все это не так, и вы с этим не согласны, то почему мы стоим на одном месте, не проявляя инициативы, не обобщая богатого боевого опыта прошлых лет, слепо копируя, притом с большим опозданием! понравившиеся нам тактические действия, модные «навороты» и «тюнинги» других, в основном иностранных подразделений и специалистов?

Вспомните хотя бы выступления Мартина Косака, ветерана польской БОА, на семинаре, проведенном в 2005 году в г.Москве в учебном центре С.И. Лысюка. Обратите внимание на представителей присутствующих подразделений: ФСБ, МВД, ГУИН, Госнаркоконтроль, таможенный СОБР. Не было только МЧС! Какими глазами наши бойцы (а там были собраны лучшие!) смотрели на стандартно наработанные и четкие действия Мартина при демонстрации элементов штурма помещения и как неуклюже и неумело повторяли их в ходе тренировки! Хочется задать вопрос: а что до 2005 года, начиная с 1988, 1993 года делали ОМОН и СОБР? Чем занимались? Кто руководил их подготовкой и проверял ее качество?

В 2007 году в том же учебном центре проведен семинар для представителей силовых структур правоохранительных органов, посвященный использованию «большого тактического щита», работа с которым в штурмовых операциях становится все более актуальной. Обратите внимание на многообразие мнений и тактических действий, которые были представлены различными спецподразделениями. Многие из них являются реальными, требующими проверки в условиях боевого соприкосновения с противником. Самое интересное в том, что проблема использования щита, повышающая выживаемость личного состава, поднята не центральными аппаратами, которые должны заниматься разработкой единых передовых методик боевого применения сил и средств, а ветераном спецназа, для которого жизнь бойца действительно по-настоящему дорога.

Но это не все. По мнению специалистов ФСБ и МВД, наиболее эффективную работу с «большим щитом» при входе и досмотре помещения продемонстрировали, как вы думаете, кто? Не угадали! Представители спецподразделения «Алмаз» из Белоруссии. ИЗ БЕЛОРУССИИ, а не из России!

Все эти недостатки привели к попыткам некоторых энтузиастов перенять опыт боевых действий элитных подразделений «А» и «В» без учета их профессиональных, разведывательных, материально-технических и специальных возможностей. Тупое копирование элементов применяемой ими тактики и эксплуатации вооружения, не связанных с проведением полноценных занятий под руководством их специалистов, на основе отрывков видеосюжетов, статей, бесед, привели к формированию устойчивых ошибочных действий и стереотипов. Не надо забывать, что используемые этими подразделениями варианты боевого применения, тактика, техническое обеспечение и вооружение постоянно совершенствуются или находятся в стадии «проверки временем».

 

Продолжение следует...

Андрей Мартынюк. Инструктор по тактической подготовке «РСБ-Групп».

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.