Еще раз о российских ЧВК или в поисках дьявола

Победа России над ИГИЛ в Сирии декларирована и при этом, очень скромно, в истинно традициях советско-российской официальной журналистики, очень вскользь, упоминается и о вкладе тружениках штыка и гранаты, пожелавших остаться неизвестными или желаемых оставить их неизвестными, бойцах так называемой ЧВК Вагнера, а может и каких-то еще, формально не входящих в списки МО РФ или прочих, отягощенных силовыми функциями, государственных структур.

Недосказанность может быть трактована как некая форма лжи, ложь рождает недоверие, а недоверие — это всегда элемент негатива, переходящего в демонизацию. И это, идеологически, может быть продуктивно, ярлык дьявола навешивается единовременно, а потом начинаются его поиски. При, естественно, наличии презумпции дьяволизации. «Везде искать какого-то дьявола и при этом продолжать демонизировать Россию- это такая известная забава у многих государств»,- посетовал в свое время пресс-секретарь РФ Дмитрий Песков.

Не отношу себя к экспертам в области поиска дьявола, ни, тем более, эксорсизма, но тем не менее попытаюсь разобраться.


Практика использования ЧВК за последние два десятилетия прочно вошла в мировую практику. В документах ООН отмечается, что приватизация функций государства по обеспечению безопасности стала мировой тенденцией. Ответ прост- это востребовано на рынке и как наиболее эффективный инструмент реализации политики без прямого участия и как минимизация финансово-временных затрат при решении дорогостоящих и трудоемких с точки зрения управления и логистики задач, а иногда и элементарно в силу слабости самих существующих государственных механизмов или при их отсутствии. Демонизировать по факту использования ЧВК? Это смешно. Добро пожаловать в рынок, приятель.

Может быть дьявол в мелочах? Обратимся к существующей правовой базе. А она вся в «серой зоне». Даже если дьявол тут и есть, то найти его будет затруднительно. Факт появления ЧВК заставил международное гуманитарное право погулять по тропинкам совершенного нормативно не определенного понятия «участия в боевых действиях» в трех соснах: 1) пунктов статьи 47 (2) Дополнения к Женевским Конвенциям 1977 года, определяющим наемничество и более расширенного документа ООН 1989 года в виде Конвенции о запрещении вербовки, финансирования и обучения наемников, 2) статьи 43 Дополнения 1 к Женевским Конвенциям 1977 года, определяющим понятия комбатанта и 3) статуса гражданского лица, находящегося на территории конфликта. Результатом был ряд принятых международных документов в виде материалов рабочих групп и конвенций ООН, знаменитого Документа Монтрё, Международного кодекса частных военных компаний, в которых все содержащиеся в них положениями являются декларативными, рекомендательными и не создают никаких правовых обязательств, но создающих правовой «домик», куда можно все спрятать. Читая внимательно Документ Монтрё, как библию ЧВК, приходишь к тому, что, при известной степени интерпретации, ЧВК находятся в относительно правовой зоне международного гуманитарного права. Естественно, при обоюдном согласии сторон. Вплоть до того, что хочется сказать, что Боб Денар был наемником, потому что не действовал в рамках ЧВК. Ну а понятие интерпретации нам очень знакомо – можно сказать «подлый шпион», а можно «отважный разведчик». При абсолютно одинаковых действиях и правовом поле.

Но мелочи тем не менее есть- это основные критерии ЧВК. Первое- ЧВК это прежде всего достаточно дорогостоящее коммерческое предприятие военного аутсорсинга. Коммерческое, то есть для извлечения прибыли, немалой прежде всего в силу специфичности и уникальности услуг. Второе, основа применения ЧВК – это прежде всего договор между непосредственно ЧВК с нанимающей стороной, неким субъектом национального права, в зависимости от решаемых задач, либо государственной структурой, либо структурой, легитимной по отношению к государству или международному праву, строго в соответствии с национальным законодательством страны применения. Возникает вопрос относительно существующих законодательств стран, относящихся к поставщикам услуг ЧВК, но противоречия здесь нет. Если определенная ЧВК действует в интересах страны происхождения, то она непременно должна удовлетворять некоторым необходимым требованиям. Но не более того, государственное управление непосредственно процессом противоречит по сути самой философии аутсорсинга.

Так где же дьявол? Французский поэт Шарль Бодлер, не понаслышке знакомый с дьявольскими искушениями, озвучил фразу, ставшую мемом, а где-то и определением: «Величайшая хитрость дьявола в том, что он заставил поверить людей в то, что его не существует». Но российский официоз, при сдержанном молчании о факте наличия, никогда не утверждал обратного. «Были демоны, мы этого не отрицаем», как сказал герой одного общеизвестного советского фильма. Министр иностранных дел РФ Лавров на пресс-конференции в январе сего года поднял вопрос о необходимости создания законодательной базы для защиты интересов россиян, работающих в ЧВК. Менее чем две недели спустя с проектом законодательной базы ЧВК обратилась думская фракция «Справедливой России». Есть достаточно объёмные публикации газеты «Фонтанка» о ЧВК Вагнера, которые я, лично, отношу к запланированному информационному выбросу. Попутно заметки о подразделении исламского батальона «Туран» с долгими дискуссиями о его реальном существовании или несуществовании. Да и много другого прочего, Гугль Вам в помощь. Бисмарку приписывается афоризм «Никогда не верьте русским, ибо русские не верят даже сами себе». Словом, по-русски, если об этом говорят, а тем более официально не подтверждают, значит это есть наверняка. Здесь ли дьявол или это все легко списывается на гримасы политики, амальгамму, византийское лукавство, неисповедимые русские реалии?

В РФ вопрос легализации ЧВК муссируется довольно долго. ВВ Путин в 2012 году высказался в поддержку идеи создать в РФ официальную систему ЧВК. С 2014 года проект закона неоднократно выносился на обсуждение различными думскими фракциями при участии НИИ с громкими названиями и… «созданы все необходимые предпосылки для создания правовой базы». Более точнее выразился об этом пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. 17.09.2015 «В администрации этот вопрос на повестке не стоит» и, уже после выступление Лаврова и очередным вынесением проекта законодательства о ЧВК, 17.01.2018 «Мне неизвестно, что какие-то законопроекты сейчас существуют… это не вопрос Кремля».

Но все же, что же существует и чей это вопрос?

Есть необходимый контингент, обладающий необходимой компетенцией и желанием приложить свои силы и навыки, есть существующие де факто структуры, деятельность которых так или иначе лежит в правовом поле ЧВК в его международном понимании, обладающие необходимым для этой деятельности потенциалом и, соответственно, так или иначе работающие. Естественно, в «серой зоне». И пользующеюся спросом. Коммерческим.

Есть УК РФ со статьями 359 «Наемничество», причем в свете недавних событий (осуждение руководства российской ЧВК Моран Секьюрити Групп) не такая уже и экзотическая для нашей страны, статья 208 «Незаконные вооруженные формирования», совсем не экзотическая, с частью 2 об участии в незаконном вооруженном формировании на территории иностранного государства, действующим в целях, противоречащих интересам РФ. Кстати, наказание по статье 208, даже в части 2, гораздо более строгое, чем по статье 359.

Есть статья 9 ФЗ РФ «Об обороне», позволяющая гражданам создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны, есть много еще всякого, способствующего созданию организаций, содействующих воспитанию военно-патриотического духа молодежи и граждан. Есть лежащая в коме ДОСААФ, на основе которой, кстати, звучало смелое предложение и создавать российские ЧВК. Организации добровольные, запомним это слово. Есть Министерство обороны, ФСБ и прочие силовики, обеспокоенные учетом резервистов и непонятными формами краткосрочных контрактов.

И есть дебаты, отчасти уже переходящие в формирование парадигмы, «русского пути» — ЧВК в их международном понимании в России не будет. Серьезные люди, в погонах и без высказались по этому поводу – от лайт-версии Главы комитета Госдумы по обороне адмирала Комоедова, назвавшего ЧВК просто «модным трендом» и непонимающего для чего их создавать, до главы комитета Совета Федераций по обороне Бондарева «… нужно предусмотреть такие нормы, чтобы частников не могли просто нанять — как это делается на рынке» и заканчивая бывшим секретарем Совета Безопасности, а ныне советником главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ генералом армии Юрием Балуевским «Создание ЧВК нарушает Конституцию РФ и закон «Об обороне»». То есть, скорее всего, этот законопроект будет болтаться в проруби обсуждений и поправок, как нечто не имеющие ценности, но имеющее положительную плавучесть. И наиболее оптимистичная перспектива – создание правого поля для некоей структуры, ФГУП «ЗарубежВоенСервис», либо встроенной в государственную вертикаль, либо жестко им контролируемое, с существенным ограничением форм и областей применения, но с обязательным трехуровневым правовым регулированием (международное, российское и страны применения). Причем вопрос встраивания всего этого в какую-то вертикаль будет однозначно сопровождаться перетягиванием одеяла на себя заинтересованными и задействованными ведомствами с жужжанием чиновников-дармоедов. Как говорил Виктор Черномырдин «Что б мы ни делали, у нас получается КПСС». И это получается.

Ибо еще есть огромное количество желающих куда-то поехать, по очень разным причинам, очень часто без особых профессиональных навыков, но подходящих под возрастной и медицинский ценз. И этот поток людей перенаправляется из России на войну, и, как это на войне бывает, там они убивают и убивают их. Повторюсь, в массе своей это не высококлассные профессионалы в военном или паравоенном деле, не специалисты по региону, не инженеры беспилотных леталок или беспроводных пулялок, не инструктора, не техники, а просто живой щит, обычное пушечное мясо. Они идут делать работу, которую никто другой на этих условиях делать не хочет, гастарбайтеры войны, «в списках не значившиеся». И этих людей кто-то набирает, платит им деньги, где-то формирует как скот для отправки на убой, себя и себе подобных. Кто эти люди, неужели они настолько не нужны своей стране и своим близким? В каком они правовом статусе? Завесу над этими людьми приподнял думский адмирал Комоедов «Комсомольцы-добровольцы, как поется в известной песне, — их не остановить». Впрочем, адмирал их останавливать и не пытается. Наоборот, с кипучим энтузиазмом адмирал еще раньше планировался расширить правовой статус добровольца, как минимум его уточнить: «Правовое уточнение статуса добровольца, который идет в зоне военных действий на волонтерской основе и не является наемником, назревает». И дозрело, что с начала конфликта на Украине ряд стран ввел уголовную ответственность для воюющих и в качестве добровольцев. Да кто в таких мелочах будет разбираться, всех, как кажется, все устраивает. И для окончательной ясности Комоедов добавляет «Что влечет туда (в Сирию) добровольцев, кроме идеи? Конечно, наверняка, деньги». После это желание разбираться действительно пропадает. В словах Комоедова, конечно, но не в действительном статусе этих людей и… в поисках дьявола.

«Главная сила дьявола — умение казаться не тем, что он есть» — писал Мережковский в своей работе о творчестве Гоголя. «Гоголь, первый, увидел черта без маски, увидел подлинное лицо его, страшное не своей необычайностью, а обыкновенностью, пошлостью; первый понял, что лицо черта есть не далекое, чуждое, странное, фантастическое, а самое близкое, знакомое, реальное «человеческое, слишком человеческое» лицо, лицо толпы, лицо, «как у всех», почти наше собственное лицо в те минуты, когда мы не смеем быть сами собой и соглашаемся быть, «как все»».

Мне кажется, что добавить нечего.

Сергей Елединов. Директор ЧВК Africa Convoy (Филиал РСБ-Групп).

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.