Использование стресса для решения различных задач в огневой подготовке


Увеличенная частота сердечных сокращений, тремор, ухудщение координации и мелкой моторики, выброс в кровь гормонов адреналина и норадреналина — за этими скупыми медицинскими терминами скрывается то состояние, которое знакомо каждому, кому приходилось применять оружие на службе. По всему миру инструктора бьются над тем, как научить сотрудника точно и быстро стрелять в ситуации, когда неподготовленный человек в лучшем случае расстреляет боезапас «по площадям» в сторону угрозы.
Существует немало способов сымитировать реакцию организма в стрессовой ситуации, и о них мы поговорим в следующих статьях. Сегодня наш вопрос гораздо проще — в какой момент в подготовку необходимо включать отвлекающие факторы, заведомо мешая человеку эффективно стрелять?
 
Этот вопрос возник у меня несколько лет назад, когда я присуствовал на занятии по пистолету, проводимом двумя американскими инструкторами. Один из курсантов, работающий охранником, хотел научиться стрелять из пистолета для того, чтобы попасть на службу за границу в одну из многочисленных частных военных компаний.
По первому взгляду на него было понятно, что героя-спецназовца из него не получится. Застенчивый, нервный, перепуганный, с каждым часом лица инструкторов при взгляде на него становились всё разьярённее. С пяти, семи, трёх метров он неизменно попадал в землю, при каждый выстреле жмурился и реагировал взбрыком, напоминающим судорогу, а спуск дёргал так, что казалось что он перепутал стрельбу из пистолета с доением коровы.
Но инструктора не сдавались. Второй инструктор, в прошлом армейский рейнджер, отвёл в сторону «одарённого» курсанта для индивидуальной тренировки. Дистанция стрельбы уменьшалась, крики инструктора становился всё громче, и не прошло и часа как 400 патронов, выделенные нашему герою на день, закончились.
Ко второму дню на лице инструктора уже читалась отчаяние. В то время как основная группа бодро меняла магазины, стреляла в движении и меняла уровни, «одарённый» курсант достиг уверенного попадания в мишень с дистанции двух метров. Вся методическая база американской армейской школы стрельбы из пистолеты оказалась бессильна: отжимания, выпрыгивания, кроссы никак не помогали пулям найти свою цель.

Свободного времени у меня было достаточно, и я ради интереса предложил с ним позаниматься. Никто, конечно, возражать не стал. Парень пристойно понимал по-английски, так что шансы у меня были. Двойная защита ушей, холощение, расслабление, использование лазера, ощущение правильного выстрела, поэтапная передача контроля над выстрелом — все небольшие приёмы, которые я всегда использовал, работая с гражданскими стрелками на занятиях по практической стрельбе начали давать результат. Осторожно, медленно, парень начал попадать всё лучше. Конечно, снайпера из него не получилось, но заметного улучшения добиться удалось. Он возвращается к предыдущему инструктору и вновь пули из его пистолета начинают выбивать пыль у ног мишенных стоек. Занятия заканчиваются и мы, пакуя вещи собираемся обратно в отель. Конечно, началось обсуждение ситуации и мне пришлось поделиться своими соображениями.
Страх можно назвать обязательным атрибутом стресса. Страх возникает при столконовении с неизвестностью. Перед неопытным курсантом ставят стрелковые задачи, давят на него, но у него нет инструментов, позволяющих справится с задачей — он не умеет обращаться с оружием. Многие инструктора, и я в том числе, предпочитаю сначала дать курсанту инструменты для выполнения задачи, научив его стрелять в спокойной обстановке, а потом уже бросать в ситуацию когда на него будет оказано психологическое давление. Навыки дают уверенность, а уверенность помогает справиться со страхом и стрессом.

Мой коллега рейнджер был со мной не согласен. Он вспомнил годы, проведённые в армии США и очень верно заметил: «На нас оказывали давление с самого начала, с прибытия на КМБ. Постоянные крики, ограничение по времени, отсутствие сна, множество новых задач к которым ты пока не подготовлен. Так нас учили. Те кто не мог этого выдержать — отсеивались и оставались самые лучшие.» И он был абсолютно прав. Во многих подразделениях начальный курс подготовки это одновременно и курс отбора. Нет необходимости нянчиться и вытирать сопли тем, кто не подходит для службы в подразделении.
С тех пор я мне повезло увидеть немало хороших инструкторов по всему миру, и всегда я видел один и тот же принцип: если есть
группа которую надо готовить и отбор уже закончен — по настоящему хороший инструктор ляжет костьми чтобы научить каждого, со всеми его проблемами и особенностями и закладывать основы он всё равно будет в спокойной, расслабленной и комфортной обстановке.

Если же отбор является частью подготовки, то провоцирующие стресс упражнения должны быть с самого начала, и тут уже, как было написано на плакате в известном романе «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

На мой взгляд, если целью подготовки не является отсев негодных кандидатов, всё базовое обучение должно проходить в комфортной, спокойной обстановке, и уже после первоначального закрепления навыков их стоит проверять элементами искуственно вызванного стресса.

Как вы считаете? Когда и в каких случая в подготовку должны включаться элементы, имитирующие стресс?

11 комментариев

avatar
Тема весьма интересная и злободневная. На мой взгляд, если инструктор готовит… вернее обучает гражданских пользователей, которые будут ходить с травматическим пистолетом, то стрессовые ситуации в принципе не нужны. Он должен уметь четко выполнять несколько вещей, доведенных до автоматизма: Быстро извлечь оружие, предупредить о возможности применения (выстрел в воздух), грамотно и быстро отстреляться по биоцели (в рамках закона), оказать раненому медицинскую помощь и вызвать полицию. Для сотрудников охраны, ЧВК и силовых структур, уже необходимы элементы стресса. Потому-что стресс, как правило обязательный элемент этих подразделений. Применение оружия по биоцели — это уже в какой-то мере стресс. необходимо довести подготовку и психологическое сознание обучаемого, что раздражающие факторы, стресс и иная лабуда, мешающая прицельно вести огонь, трезво принимать решения, командовать подразделением и т.д. должны восприниматься как… свет солнца, шепот ветра, спокойная музыка… и.е. не вляить на принятие решения и на качество этого решения. По моему так. Мнение телехрителей конечно может отличаться от мнения редакции…
avatar
Мне кажется всё зависит от от места работы по контракту. например на Бл.Востоке подготовка работы в стрессе будет очень не лишней, так как вероятность оказаться в такой ситуации очень высока, а вот на корабле наоборот нужно спокойно и хладнокровно с дальней дистанции не допустить высадки на корабль. Но в любом случае подготовка в стрессе важна и её следует вносить во все курсы.
avatar
На судне тоже стресса — дай Боже! Подходят лодки с обеих стророн. Охрана не можут понять кто это — рыбаки или пираты маскирующиеся под мирных рыбаков. Все на взводе. И не узнают, пока пираты резко не ускорят ход лодки и не откроют огонь из непонятно откуда взявшихся автоматов и реактивных гранатометов. Вот тут стресс возникает с двойной-тройной перегрузкой. Иногда (по собственному опыту), во время такой ситуации, боец даже не слышит, что ему изрыгает радиостанция… он весь в себе… борется с страхом и продолжает выполнять задачу… лишние звуки и движения он не замечает. Только видит врага и у него две мысли: уничтожить пирата и не погибнуть самому… Потом уже, при разборе полетов становится понятно, как нужно было действовать в этой ситуации. Но это потом.
avatar
Надо готовиться не к конкретному месту работы, будь то корабль, а к всевозможным ситуациям.
Которые могут произойти и в самых неожиданных местах, будь то окрабль, сопровождение вип персоны или же охрана посольства. Полностью соглашусь с тем что сказал админ, реактивная  граната может прилететь откуда угодно.
Будь то рыбацкое судно или я незнаю, ну например местный автотревел проезжающий мимо или же   неприметный с виду холмик или сопка.

а то что показанно на видео, ну мне кажется как минимум занятием ерундой, но это исключительно мое мнение как наблюдателя. Настоящая стресовая ситуация была в прошлое воскресение, за что я скажу огромное спасибо еще раз, всем инструкторам и директору.
Вот это  подготовка, вот это стрес. 
Я за три года  в армии не переносил столько стреса сколько за те 5 минут учебно тренировочного боя. 


avatar
Ну уж слишком показательно, на камеру создают принцип «шухера»  пендосовские инструктора. Постоянно посылая курсанта в жопу и давя на него криком создается атмосфера неполноценности инструктора и непонимания курсанта: «Что я тут делаю и кто эти придурки». Важно, на мой взгляд, стрессовую ситуацию создавать условиями, обстановкой и другими раздражающими факторами, присущими бою. Далек от мысли, что вот так в бою, сержант бегает за бойцом и посылает его в жопу в две глотки. Однако, как только курсант взял оружие, присоеденил магазин, особо крикливый пендос, резко сместился за спину курсанту, дабы он случайно «расстроившись» не нашпиговал крикуна металлом. А как началась стрельба — так оба сразу заткнулись. Это стресс? Это идиотство :)
avatar
На мой взгляд данное упражнение будет эффективным только в системе, где методически правильно будет встроено вместе с другими психологическими упражнениями для специальной психологической подготовки. Данный ролик освещает как инструктора совершенно правильно прессуют какого-то филлипинца, одновременно, видимо прессуют и на знание английского языка. Данный вид упражнений применяется, насколько мне известно в Корпусе Морской пехоты США. В базовом варианте оно отличается от увиденного, но смысл тот же. Предварительная команда дана была дана, видимо, на открытие огня. После чего другой инструктор даёт противоположную команду (иди туда, стреляй оттуда, чудак). правильным считается  решение, принятое с минимальной задержкой (стрельба с любой позиции как можно скорее), потому что задержка с принятием решения в боевой ситуации и «зависание» — верная смерть! Данных всегда будет недостаточно, обстановка будет постоянно меняться и казавшееся минуту назад преимущество может оказаться проблемой, а ещё через минуту — огневой ловушкой. Поэтому в USMC данное упражнение входит в ряд других, направленных как было справедливо сказано выше (про рейнжеров) на отсев человеческого материала. Как я слышал от знающих старых офицеров. У нас после ВОВ эти методы применялись тоже очень активно при проведении полевых занятий. Кровавая мясорубка только закончилась. Было достаточно много офицеров, имеющих колоссальный боевой опыт. Моделировались ситуации так как было пережито ранее на фронте и что порой оказывалось за гранью уставов, инструкций и наставлений. Кстати — во время боевой ситуации, лексика большинства мужчин (женщин в этих условиях мне видеть не довелось) сильно отличается от уставного общения. Чтобы проилюстрировать данную мысль в шутку привожу здесь цитату, котрую уже не помню, где взял:
«При анализе второй мировой войны американские военные историки обнаружили очень интересный факт. А именно, при внезапном столкновении с силами японцев американцы, как правило, гораздо быстрее принимали решения и, как следствие, побеждали даже превосходящие силы противника. Исследовав данную закономерность, ученые пришли к выводу,  что средняя длина слова у американцев составляет 5,2 символа, тогда как у японцев 10,8, следовательно,  на отдачу приказов уходит на 56 % меньше времени, что в коротком бою играет немаловажную роль.  Ради „интереса“,  они проанализировали  русскую речь,  и оказалось, что длина слова в русском языке составляет 7,2 символа на слово (в среднем), однако при критических ситуациях русскоязычный командный состав переходит на ненормативную лексику, и длина слова сокращается до (!) 3,2 символов в слове. Это связано с тем, что некоторые словосочетания и даже фразы заменяются одним словом. Для примера приводится фраза:
»32-ой приказываю немедленно уничтожить вражеский танк, ведущий огонь по нашим позициям":
— 32-ой  &бни по этому  х*ю!"
avatar
Что касается методов, показанных на видео — это один из способов, который я например использую очень ограниченно. Работает он только на конкретных товарищах с определённым психотипом и особенностями. Самый известный пример демонстрации такого рода давления мы все знаем:
www.youtube.com/watch?v=71Lft6EQh-Y
www.youtube.com/watch?v=74te-ZWvcTY
Кто-то от такого действительно трясётся, а для иного человека это просто повод посмеяться.
Дело в том, что методы стрессового воздействия должны комбинироваться и подбираться под конкретных товарищей. Для некоторых отжаться 50 раз — трагедия всленского масштаба, а кто-то это сделает и не вспотеет.
И конечно нужно помнить что человек ко всему привыкает, поэтому способы воздействия нужно менять и использовать в комплексе. К крику, стрельбе под ноги, физическим нагрузкам — рано или поздно всё это перестаёт быть стрессовым фактором.
Ещё один хороший пример — соревнования. Немало наших и иностранных специалистов совершенно искренне говорили, что первые выходы на упражнение по практической стрельбе вызывали у них адреналиновую атаку не хуже чем в бою. Но человек начинает понимать правила, ориентируется в ситуации, появляется уверенность в своих возможностях и соревнования практически полностью теряют тот самый стрессовый фактор.
avatar
А что тогда говориь а таких методах тренировок http://www.youtube.com/watch?v=meKr7Iw17a0
avatar
Ну это уже садизм просто какой-то. Экстрим должен быть максимально придлижен с тем, с чем столкнется охранник… а пинать в жопу и заставлять отжиматься во время стрельбы — это нонсенс. Как у собаки Павлова выработается  реакция: Как только начали стрелять — упадет на пузо, начнет отжиматься. На мой взгляд — не верная тактика. Хотя… мнение телезрителей может отличаться от мнения редакции.
avatar
Совершенно верно, инструктор должен очень чётко понимать, что он делает и предотовратить формирование неправильных психологических и двигательных стереотипов. Поэтому проводить подобного рода тренировки самостоятельно, без участия профессионалов, крайне не рекомендуется.
avatar
machak, на мой взгляд, правильно разделяет «отсев кандидатов» и «подготовку». Разные цели — разные приёмы. А чтоб «предотовратить формирование неправильных психологических и двигательных стереотипов» соблюдаем старый методический принцип — «от простого к сложному», и при этом к каждому свой подход.
  • Ural
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.